Классификация участников тимбилдинга
Чтобы тимбилдинг принес максимальную пользу и способствовал решению тех проблем, что назрели в коллективе, важно знать, кто будет участвовать в тренинге. Это поможет избежать многих ошибок. Для тех, кто впервые посещает такое мероприятие или уже участвовал в подобных, кто хочет или не хочет быть частью этого процесса, используются разные методы и приемы. В связи с этим разработана классификация участников по двум признакам:
- опыт;
- мотивация и возможности.
Классификация участников по опыту
От того, сколько уже тренингов прошел человек, зависит, чего он ожидает от следующих мероприятий. По этому критерию выделяют три группы:
- Новобранцы. Наиболее многочисленная группа. В нее входят люди, которые еще не знают, что такое тимбилдинг, а потому опасаются или, наоборот, ожидают с предвкушением события. И опытный тренер знает, как использовать это для того, чтобы в итоге все были удовлетворены мероприятием.
- С опытом участия в одном командообразующем мероприятии. Такие участники готовы к сложностям и понимают, что это не просто развлечение или очередной корпоратив, но и работа. Они ожидают чего-то нового. Организаторам мероприятия важно узнать о том, в каких тренингах они участвовали, какими были их впечатления и результаты, чтобы учесть это при разработке новой программы.
- С опытом более трех тренингов (эксперты). Наиболее малочисленная группа, которая может стать для тренера большой сложностью. Эти люди уже много видели и "прошли" несколько сценариев. Для них не так просто придумать интересную концепцию, новое расположение и нестандартную программу мероприятия. Но их важно удивить.
Сложность для опытных тренеров и разработчиков сценариев командообразующих мероприятий в том, что коллектив неоднороден - в нем могут встретиться только новички (это упрощает задачу) или представители разных групп (по степени участия в подобных мероприятиях). Но даже для "сложных случаев" можно разработать, подобрать или адаптировать сценарий, когда коллектив, состоящий из участников с разным опытом, получит от тимбилдинга запланированный результат.
Классификация по мотивации и возможностям
Более сложным является разделение участников по другому критерию - какие нагрузки они физически способны выносить (могут - не могут) и насколько они стремятся участвовать в мероприятии, мотивированы подвергнуть себя каким-то экстремальным испытаниям (хотят - не хотят). В связи с этим выделяют три группы:
- "И могут, и хотят". Люди с высокой физической подготовкой, которые жаждут экстрима. Их захватывает и увлекает борьба с препятствиями, это приносит им яркие эмоции и удовольствие. Они с позитивом воспринимают все, что предложит им тренер в новом тимбилдинге. Даже не предусмотренные программой сложности они воспринимают с воодушевлением и стремятся прийти к цели. Обычно их не более 20% в коллективе.
- "Не могут, но хотят". Большинство людей входит в эту группу. В ней можно выделить три типа участников:
- герои - они воспринимают предстоящее событие чем-то ярким и необычным, что поможет раскрыть новые черты и модели поведения, узнать больше о себе и коллегах, несмотря на недостаточную физическую подготовку из-за офисного типа работы;
- интеллектуалы - имеют еще меньше физических возможностей по объективным причинам (болезни, возраст и другие), но хотят быть героями, с большим желанием включаются в программу и с азартом выполняют все, что от них требуется (обычно им отводят интеллектуальную стратегическую роль);
- страдальцы - мечтают об экстриме, сильны духом, но физическая подготовка мешает им в полной мере влиться в программу тренинга (для них предусматривают облегченные задания).
- "Не могут и не хотят". Эти люди посещают мероприятие потому, что оно является обязательным, и чаще просто наблюдают за происходящим.
- "Могут, но не хотят". Они вполне способны физически выполнять все задания тренинга, но считают это недостойным занятием или не подходящим по статусу.
Определение, к какой группе относятся люди, поможет составить оптимальный для коллектива сценарий тимбилдинга. Если проигнорировать этот этап подготовки, то мероприятие даже с самым хорошим сценарием может превратиться из командообразующего в "нервотрепное", когда какая-то часть участников будут просто обреченно (или с нарастающим внутренним напряжением) ждать окончания события, чтобы разъехаться по домам.
Но основная задача тимбилдинга (при всем разнообразии подзадач) - в сплочении коллектива. Поэтому грамотный руководитель компании, выбирая подрядчиков для разработки и проведения командообразующих мероприятий, обязан учитывать, что это должны быть не "массовики-затейники" и не "аниматоры для взрослых", а прежде всего, грамотные психологи и бизнес-тренеры, которые умеют учесть все нюансы при подготовке результативного тимбилдинга.
Посмотрите, какие варианты сценариев и программ может предложить компания "Супер Той". Каждый из них может быть изменен, адаптирован для конкретного коллектива, условий, локации, даже времени года. Или же мы можем разработать индивидуальную программу, которая будет решать те задачи, которые актуальны именно для вас.
Оставьте заявку,
чтобы получить консультацию менеджера