Стремительное развитие современной экономики многих руководителей вынуждает проявлять недюжинную ловкость для того, чтобы удержать свой бизнес на плаву. Компании выживают при условии проявления максимальной гибкости и умения адаптироваться к меняющимся реалиям рынка, увеличения производительности трудовых операций, стимулирования творческого развития.

Жесткое административное управление является не самым эффективным способом воздействия на производительность, а вот командный метод работы позволяет добиться прекрасных результатов. По этой причине для качественного изменения системы управления компанией внедряются процессы командообразования и проводятся тимбилдинги.

За последние несколько лет формат командообразующих мероприятий - тимбилдинг - побил все рекорды популярности. Если раньше все встречи коллектива вне рамок офиса или производства назывались корпоративами (чем, собственно, и являлись), то сейчас большинство подобных мероприятий, не изменив "повестку дня" и свой формат, вдруг превратились в модный тимбилинг.

Да, у корпоратива и тимбилдинга есть могут быть схожие черты, особенно если выбран "развлекательный" вариант сценария. Но основное отличие их в том, что цели и задачи у этих мероприятий разные. И разные критерии оценки. Если в первом случае достаточно мнения участников "понравилось/не понравилось", то командообразующие мероприятия требуют оценки эффективности. По каким критериям проводится такая оценка и какие методы применяются в процессе "разбора полетов".

Какие критерии применяются при оценке эффективности тимбилдинга
Какие критерии применяются при оценке эффективности тимбилдинга
Какие критерии применяются при оценке эффективности тимбилдинга

Критерии успешности тимбилдинга

Тимбилдинг или программа обучения проводятся для того, чтобы повысить эффективность компании. Оценивать результаты проведенных мероприятий целесообразно по следующим направлениям:

1. Финансы или ROI. Сюда относятся такие критерии, как повышение уровня дохода и прибыли, снижение себестоимости продукции, снижение уровня брака и прочие.

2. Клиенты или маркетинговые показатели. Отслеживается изменение данных по таким направлениям, как рост доли рынка, уровень привлечения новых клиентов и другие.

3. Внутренние аспекты или усовершенствование бизнес-процессов. В результате эффективного тимбилдинга должны наблюдаться улучшения в уровне производительности труда, достигаться такие задачи, как освоение новой продукции, внедрение нового оборудования и технологий и т.д.

4. Обучение или трансформация корпоративной культуры с целью поддержания новых ценностей. Сюда относятся такие результаты, как освоение новых знаний и технологий и успешное их применение в работе для улучшения общих бизнес-показателей.

Чтобы проверить характер изменений по каждому отдельному критерию, используются разные методики.

Какие критерии применяются при оценке эффективности тимбилдинга
Какие критерии применяются при оценке эффективности тимбилдинга
Какие критерии применяются при оценке эффективности тимбилдинга

Методы оценки

Чтобы построить действенную систему оценки эффективности командообразующих мероприятий, целесообразно воспользоваться моделью Киркпатрика, предложенной в 1959 году. Автор модели предложил разбить процесс проверки результативности тимбилдинга на четыре уровня, на каждом из которых применяются свои методы оценки:

1. Уровень реакций. Чтобы мотивировать персонал к обучению, нужно добиться позитивного отношения людей к тимбилдингу. Проверить это помогает обратная связь с участниками путем проведения анкетирования или опроса, группового обсуждения или итогового занятия, на котором участники высказывают свое мнение о качестве проведенного мероприятия.

2. Уровень усвоения. Если задачей тимбилдинга было повысить производительность труда на рабочих местах или освоить новое оборудование или технологии, то целесообразно применять такие методы, как поведенческие и профессиональные тесты, тематические опросы, наблюдение, контрольные упражнения и другие инструменты, позволяющие зафиксировать прогресс в индивидуальных достижениях и общегрупповой работе.

3. Уровень поведения. Если тимбилдинг был направлен на изменение поведения на рабочем месте, а именно на стимулирование использования на практике полученных на тренинге знаний, то можно оценить его результативность с помощью проведения квалификационного экзамена, аттестации, выполнения контрольных тестов, структурированного наблюдения за персоналом, ведения рабочих дневников и т.д. Обучение персонала эффективно лишь тогда, когда сотрудники с помощью полученных знаний начинают работать качественнее, быстрее, результативнее.

4. Уровень результатов. Если процесс командообразования был направлен на рост производительности труда, снижение издержек, внедрения новых технологий, то его эффективность оценивается при помощи анализа бизнес-показателей организации. К ним относятся уровень прибыли, объем продаж, себестоимость товара, рыночная доля компании, процент брака, количество рекламаций и прочие. Поскольку компания вкладывает деньги в обучение персонала, то доказательством рациональности этих затрат станет расчет коэффициента ROI, который показывает объем прибыли, полученный от вложенных в тимбилдинг инвестиций.

Если вы заинтересованы в проведении эффективных командообразующих мероприятий, обращайтесь в Супер Той - мы разработаем уникальный проект обучения персонала в зависимости от поставленных задач.

Смотрите наши услуги: